Сегодня, братья и сестры, мы чтим память апостола любви Иоанна Богослова. Сегодня же и престольный праздник этой святой древней обители, которая показывает своим молитвенным светом путь ко Христу. Обитель возрождается, живет молитвой и своим трудом, принося приходящим и желающим утешение и надежду.
Апостол Петр, обращаясь ко всем христианам, говорит: «Вы избранный род, царское священство, народ святый». Это значит, что мы являемся членами Церкви – одного тела, а Глава Церкви – Христос. Каждый из нас несет служение тем даром, который получил от Бога. Служения различны: у одного слово мудрости, у другого слово знания, у иного вера, у иного дар чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, также есть дары вспоможения, управления и прочее. Нет служения большего или меньшего. Все необходимы! Все действуют и достигают лишь совместно.
Бог располагает члены в составе тела так, как Ему угодно. Каждый из нас занимает назначенное ему не от людей, но от Христа свое место. И никто не может сказать другому «ты мне не надобен», как в теле глаз не может сказать руке «ты мне не нужна». Напротив, члены тела, кажущиеся слабейшими, гораздо нужнее.
Однако, при всем этом, недостает еще самого главного действия Церкви, заповеданного Христом: «Потому все узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою».
Апостол Павел посвятил целую главу в своем послании изъяснению служения каждого в Церкви по своим способностям, дарованным от Бога, а в конце концов как бы приостанавливается и торжественно провозглашает: «Я покажу вам путь еще превосходнейший». Вот только что он говорил о важности проявлять каждому свое дарование и вдруг, оказывается, что этого не только мало, но даже ревностное старание может не дать никакого плода, оказаться ничем. Ибо, прежде всего, необходима любовь. «Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто».
Что же, сообразно этому исключительному значению любви, является самым драгоценным в Церкви? Средоточие всего церковного внимания – человеческое сердце. К сердцу каждого из своих членов обращена вся деятельность Церкви. «К менее совершенным – большее попечение» — говорит ап.Павел. Никто не может спасти душу своего ближнего, потому что Бог, посылающий Духа Утешителя каждому христианину, знает, как спасать душу. Но христианин должен беречь, лелеять сердце каждого своего ближнего, опасаясь как-нибудь не оскорбить его, не ожесточить. Нужно создать вокруг него воздух любви, чтобы оно могло дышать свободно. Ибо человеческое сердце так устроено, что только окруженное любовью оно чувствует себя свободным, и тем легче выбирает путь благой жизни. Напротив, в обществе, где нет любви, соблазны с яростью нападают на малых сих, теснят их сердца, и, ожесточая, толкают к гибели.
Как изумительно говорит святитель Иоанн Златоуст о превосходных свойствах человеколюбия: «Христианам преимущественно пред всеми запрещается насилием исправлять впадающих в грехи». «Требуется много искусства (то есть искусства в любви), чтобы страждущие убедились добровольно подвергнуться врачеванию».
Вот одно из необычайных свидетельств апостольского отношения к падшим: апостол Иоанн Богослов при посещении некоей церкви встретил юношу, которого привел ко Христу и поручил заботам тамошнего пресвитера, сам будучи вынужден отлучиться на некоторое время. Юноша, по наущению диавола, встал на худой путь и вскоре сделался атаманом шайки разбойников. Вернувшись и узнав об этом, апостол Иоанн от величайшей скорби разорвал на себе одежду, несмотря на свою старость сел на коня и велел указать ему путь в горы, к разбойникам. Там он просил провести его к атаману. Когда атаман увидел старца, он от стыда бросился бежать. Апостол побежал за ним, забыв свою старость. «Зачем ты бежишь от меня, твоего отца – взывал он, — остановись! Веруй! За твою душу я отдам свою!». Когда юноша остановился, потупив взор, апостол упал пред ним на колени и облобызал правую его руку. Умоляя, он увлек юношу обратно в церковь. Юноша покаялся и родился вновь для святой жизни. Этот эпизод жизни апостола Иоанна – апостола любви – является для нас примером наших взаимоотношений. Подражать в полной мере апостолу мы вряд ли сможем, но вдохновляться этим должны.
Да поможет нам Господь, молитвами апостола Иоанна Богослова, прийти в разум истины, умягчить наши сердца и стать милостивее друг ко другу. Аминь!