ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ



Мы не знаем абсолютной истины ни о чём в этой жизни. И когда поймем это, то успокоимся. Вот, например, муж и жена: они постоянно ссорятся, и когда выслушиваешь жену (особенно если она при этом плачет), то получается, что правда на ее стороне. А если послушать мужа – то прав он. А если еще и детей послушать, то и они правы.

Как понять, кто же в итоге прав? Авва Дорофей учит, что абсолютно правых и виноватых в этой жизни нет: каждый прав по-своему. Потому что каждый смотрит на проблему под своим углом, со своей стороны. Женщина чувствительна, она страдает по-одному. Но и мужчина уязвляется, только по-другому. А их дети – жертвы семейного конфликта. В этой жизни не существует абсолютной истины, из-за которой стоит ругаться и рвать на себе рубаху. Поэтому будем снисходительны и смиренны, и таким образом сильно преуспеем в духовной жизни.

Расскажу небольшую притчу. В одно село, где жили одни слепые, как-то зашел слон. Событие взбудоражило всех обитателей села, и самый главный из них подозвал к себе пять мудрейших сельчан и сказал им: «Идите и узнайте, кто это к нам пожаловал».

Один пошел, схватил слона за ногу и воскликнул: «Я понял! Это столб, который двигается». Другой, оказавшийся у слона под брюхом, потрогал его и сказал первому: «Что ты такое говоришь! Это огромная бочка к нам прикатилась!» Третий схватил слона за уши и принял их за огромные листья, четвертый нащупал хобот и сказал: «Это шланг, будем поливать им наше поле!»

Вернувшись, каждый из них сообщил начальству то, что понял. Кто же был прав? Каждый по-своему – и в то же время ни один. Все потрогали, пощупали, высказали свое мнение – но истина была другой, и ее так никто и не узнал.

Обратите внимание, я сейчас говорю об отношениях между людьми, не о догматах веры.

Если мы поймем это, то сильно преуспеем в духовной жизни. И услышав, как кто-то что-то такое говорит, скажем: пусть, значит, на то есть свои причины, человек так чувствует. И продолжим спокойно идти по жизни вперед. И не нужно строить из себя святых. Признаем простую истину: я – такой же, как все, со своими промахами и слабостями. Не будем заниматься показухой. Ведь о некоторых так и говорят: «Он строит из себя святого».

А если признать реальность такой, какая она есть, то легко понять: как мне иногда хочется есть, пить, чревоугодничать и тому подобное, так и у других могут возникать такие же желания. Все мы люди.

Как-то раз, когда я был на Афоне, один игумен сказал мне, что его духовный отец – самый лучший. «И знаешь, почему я его так люблю? Не потому, что исповедуюсь у него. А потому, что он не строит из себя святого. Однажды, когда мы с ним были в Афинах, мимо нас проехала на машине очень красивая девушка. И мой духовник, которого я считал святым, сказал: «Ох, ну что же за искушения происходят в Афинах! Какая красивая девушка!» Я сказал ему: «Отче, неужели и ты можешь искуситься красотой девушки?» А он ответил: «Все могут, и я могу».

И в этот момент мой духовник высоко поднялся в моих глазах. Почему? Потому что не стал притворяться непохожим на меня, возвышенным, небесным жителем. Он словно сказал мне: «Дитя мое, я веду духовную борьбу вместе с тобой. Как ты – так и я». И я очень полюбил его, потому что увидел: он – не притворщик, а настоящий, правдивый, истинно смиренный человек.

Ты никогда не проиграешь, если будешь собой, настоящим. И я человек, и я ошибался, и я увлекался тем-то и тем-то. Кто осмелится ткнуть в меня пальцем, или, по словам Господа,кинуть камень (Ин. 8:7)? Кто из нас безгрешен? Разве ты не делаешь то же, что и я? Но это нелегко признать. Мы очень строгие судьи, если речь идет о других, а осудить себя нам трудно.

Архимандрит Андреас Конанос.