Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кор.3.20,21)
Эти слова апостола Павла, обращенные к родителям и их чадам, которые помогают формировать правильные и разумные взаимоотношения между ними. Часто бывает так, что родители не могут определить для себя, какие методы и формы использовать в воспитании своих чад. Мудрость житейская говорит так: «Нельзя требовать от других то, чего сами не имеем и чего сами не можем дать». Надо показать собственным примером, а не использовать только свои эмоции, несдержанность и безрассудство, что часто встречается в процессе воспитания родителями своих детей.
Учить – значит показывать: «Это возможно». Учиться – значит сделать это возможным для себя. Ибо у каждого человека свой взгляд на мир, свой способ одолевать препоны и совершать завоевание духовные и нравственные на своем жизненном пути.
Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем родителей преподобного отца нашего Сергия: преподобных схимонаха Кирилла и схимонахиню Марию. То, что нам известно из их жития, говорит о тонкой духовной составляющей во взаимоотношениях между Преподобным и его родителями. И опять же, можно привести слова апостола Павла, которые характеризуют самого Преподобного: «Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обучения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим.3,15) Отрок Варфоломей стал просить благословения у родителей на путь иноческой жизни. «Помедли, чадо, — отвечал ему отец, — сам видишь: мы стары и немощны, послужить нам некому, у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Угодить Господу – дело хорошее, но послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда». И благодатный сын повиновался, он прилагал все свое старание угодить родителям и упокоить их старость.
Какой поучительный пример и родительского благоразумия, и сыновнего послушания. Родители Преподобного не усиливаются погасить возгорающегося в сыне желания иноческой жизни, не принуждают его связать себя брачными узами, как делают многие родители, они только указывают ему на свои нужды и немощи. Но и Варфоломей не следует примеру своевольных детей этого века, из которых многие ни во что ставят нужды своих родителей. Благоразумный юноша соглашается томить себя неисполнением желания, чтобы сохранить повиновение родителям. Но дух иночества передался от сына родителям: при конце жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять на себя ангельский образ. Верстах в трех от Радонежа был Покровский Хотьков монастырь, который состоял из двух обителей – для старцев и для стариц. В него направились праведные родители Варфоломея, чтобы здесь провести остаток дней в подвиге покаяния и приготовления к другой жизни. Впрочем, претруженные старостью и скорбями, схимники-бояре недолго потрудились в своем новом звании: не позже 1339 года они с миром отошли ко Господу.
Есть слова преподобного Силуана Афонского, которые можно адресовать преподобным Кириллу и Марии: «Блаженна смиренная душа, любит ее Господь. Смиренных святых ублажают все: небо и земля, и Господь дает им славу быть с Ним. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12.26). Аминь.