Проповедь в неделю 34 по Пятидесятнице



Неделя 34 по Пятидесятнице.

(Память преподобного Антония Великого)

17/30 января 1994 г.                                                           Кол. 258 зач., III, 12-16.

                                                                                           Лк. 91 зач., XVIII, 18-27.

         «Вне Церкви нет спасения!»

         Этими словами святитель Киприан Карфагенский говорит о том, что человек, находящийся за пределами Церкви Христовой, не способен знать основы истинной духовной жизни; не имеет возможности слышать проповедь Церкви — Священное Писание. Для такого человека остаётся сокрытым самое простое знание о самом себе — о человеке, который является не только физическим существом, животным, наделённым кое-какими качествами, которые отличают его от остального животного мира, но который является венцом пирамиды творения Творца, предназначенным для вечной жизни и призванным ко спасению после своего грехопадения. 

         Богослужение Православной Церкви — это проповедь, это живое свидетельство о живом Боге, благовестие об искуплении человека Иисусом Христом, указание пути ко спасению. Это проповедь, которую к нашему счастью или несчастью, мы слышим каждый раз, приходя в храм, в церковное собрание.

         Вот и сегодня, пришедши в храм, мы слышали проповеданное Церковью нам Слово Божие — Священное Писание.

         Некто спросил Христа: «Учителю Благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк., 18, 18). Не удивительно, что, и в наше время, каждый из нас задаёт этот вопрос сам себе и друг другу. Но прежде чем ответить на вопрос, необходимо вспомнить следующие слова Спасителя: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» (Мф. 6, 21). Господь учил не привязываться к земным благам, потому что: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16, 26). Ведь человек, стремящийся к обогащению, далёк от Бога. Высшее благо для человека находиться в благодатном общении с Богом, и поэтому Христос призывает: «Прежде всего, ищите Царствие Божие и правды Его, и это всё (остальное) приложится вам» (Мф. 6, 33). 

         Спасти душу — должно быть главной задачей человека. Путь духовного обновления бывает трудным. Но «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Вот и в чтении Апостола мы слышали добрые наставления для того, чтобы унаследовать жизнь вечную: «…облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…, снисходите друг к другу и прощайте взаимно… облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, то есть Церкви; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3, 12-16). Апостол говорит нам о необходимости пребывания в Церкви через служение Богу и людям; служением, которым мы отстраняемся от сути мирской, познаём тщетность ценностей современного мира, и постоянно приближаемся к вечной жизни, к Богу.

         Богослужение можно назвать средоточием духовной жизни христианина. В таинствах совершается наше духовное обновление и соединение со Христом для жизни вечной. А церковные службы ставят нас в непосредственную близость с величайшими Евангельскими событиями и подвигами святых. Они как бы снимают преграду времени и пространства между нами и воспоминаемыми событиями. Если мы сосредоточенно и с верой присутствуем на церковных службах, то они не только не закрывают от нас этих событий, но наоборот, делают их особенно наглядными и непосредственно воздействующими на нашу душу. Поэтому богослужение с детства является для нас наилучшей школой христианского просвещения.

         Это просветительное и одухотворяющее влияние богослужения на нашу душу будет тем полнее и глубже, чем сознательнее и внимательнее мы участвуем в нём умом и сердцем. 

         Средоточием всего богослужения является Божественная Литургия, когда Церковь видит духовными очами вновь приходящего во плоти Христа Спасителя.

         Наша религия, то есть союз Бога с человеком, в котором Бог нисходит к человеку, а человек восходит к Богу, осуществляется с помощью молитвы. «Молитесь неустанно» — говорит Спаситель. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что во всякой подлинной молитве, человек открывается Богу и принимает Его в себя. При этом вид молитвы, будь то — прошение, благодарение, славословие — не имеет значения. Ценность молитвы зависит не от вида молитвы, а от состояния человеческого сердца.

         Цель молитвы — просвещение и единение с Богом.

         Уместно здесь привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского сказанные о молитве: «…Молясь за умерших или за живых, себе делаем великую пользу: ибо Бог приемлет, как жертву приятную, молитву любви; и мертвые, если имеют сами дерзновение пред Богом, молят о нас, молящихся о них, а живые, за коих молимся, располагаются к нам своим сердцем и любят нас».

         Святая Церковь возрастила огромнейший сонм величайших молитвенников и ходатаев Богу о нас. Один из них — Великий Антоний, память которого Церковь ныне светло празднует.

         Надо сказать, что он является величайшим подвижником, основателем пустынножительства и отцом монашества, и за это получил от Церкви наименование Великий. 

Господь, ради спасения и прославления Своего избранного сосуда, попускал ему множество искушений от дьявола, плоти и мира. Преодолевая их с Божией помощью и личным усердием, Антоний укреплялся и возрастал в духовной жизни, приближаясь к вечной жизни уже здесь, на земле. Благодаря своему опыту он наставлял всех желающих жить духовной жизнью. Он учил, прежде всего, постоянству в принятом на себя подвиге, неослабному стремлению угодить Господу, щедрому и бескорыстному отношению к трудам… Он убеждал не страшиться бесовских нападений и прогонять врага силой Животворящего Креста Господня.

Преподобный Антоний завещал в чистоте хранить православную веру, избегать всякого общения с еретиками и раскольниками — отступниками от единства Церкви Христовой. Наставлял монашествующих не ослабевать в их иноческих подвигах. Этот светильник Церкви является для нас примером в духовной жизни, а значит борьбе со грехом.

Заветы Спасителя и Его апостолов о молитве, возводящей нас к вечной жизни, Церковь пронесла через многие века. И мы являемся свидетелями и участниками благодатных даров, которые подаёт нам Церковь через свою проповедь о спасении и вечной жизни. 

Аминь!