Слово в неделю 34 по Пятидесятнице.
Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Вне Церкви нет спасения!»
Этими словами св. Киприан Карфагенский остерегает каждого человека-христианина, стремящегося к Богу, ко спасению, пребывать вне спасительного корабля — Христовой Православной Церкви.
Духовный и исторический опыт Церкви для современного человечества является неиссякаемым кладезем жизни настоящей и жизни будущей.
Богослужение Церкви — это проповедь, это живое свидетельство о живом Боге; благовестие об искуплении человека Иисусом Христом; указание пути ко спасению. И эту проповедь: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17) мы слышим всегда, когда приходим в храм. И, несмотря на это, каждый из нас задаёт вопрос: что делать, чтобы наследовать жизни вечную? Но прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить слова Спасителя: «Где сокровище ваша, там и сердце ваше» (Мф 6:21). Господь призывает нас не ставить себя в зависимость к земным благам, к прелестям мира сего: «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26) Безрассудное стремление к благам отдаляет от Бога.
Высшее благо для человека находится в благодатном общении с Богом, и поэтому Христос говорит: «Прежде всего ищите Царствие Божие и правды Его и это всё приложится вам» (Мф. 6:23). Спасти душу — должно быть главной задачей человека. Путь духовного обновления бывает трудным, но невозможное человекам возможно Богу. Вот и апостол даёт нам добрые наставления для того, чтобы унаследовать жизнь вечную: «…облекитесь… в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение…, снисходите друг к другу и прощайте взаимно… облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, то есть Церкви; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:12-17).
Апостол говорит нам о необходимости пребывания в Церкви, через служение Богу и ближним; служением, которым мы остерегаемся от суеты, познаём тщетность приходящих ценностей этого приходящего мира, тем самым приближая себя к Богу, к вечной жизни.
В таинствах совершается наше духовное обновление и соединение со Христом. Церковные службы ставят нас в непосредственную близость с величайшими событиями Евангелия и подвигами святых. Они как бы снимают преграду времени и пространства между нами и воспоминаемыми событиями. А центром всего Богослужения является Божественная Литургия, когда Церковь видит духовными очами вновь приходящего в плоть Христа Спасителя. Наша религия, то есть союз Бога с человеком, в котором Бог нисходит к человеку, а человек восходит к Богу, осуществляется с помощью молитвы.
«Молитесь неустанно» — говорит Спаситель. Преподобный Симеон Новый Богослов пишет, что во всякой подлинной молитве, человек открывается Богу и принимает Его в себя. А ценность молитвы зависит от состояния человеческого сердца. Цель молитвы — просвещение и единение с Богом. Уместно здесь привести слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Молясь за умерших или за живых, себе делаем великую пользу: ибо Бог приемлет, как жертву приятную, молитву любви; и мёртвые, если имеют сами дерзновение перед Богом, молят о нас, молящихся о них, а живые, за коих молимся, располагаются к нам своим сердцем и любят нас».
Заветы Спасителя и Его апостолов о молитве, возводящей нас к вечной жизни, Церковь пронесла через многие века. И мы являемся свидетелями и участниками благодатных даров, которые подаёт нам Церковь через свою проповедь о спасении и вечной жизни.
Аминь!