Слово в Неделю Пятидесятницы



Во Имя Отца и Сына, и Святого Духа!

         Сегодня, в 50 день после Воскресения и в 10 день после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, исполнилось обетование, обещанное Христом, что Богом Отцом будет ниспослан Дух Святой апостолам, для обновления их разума и сердца, чтобы в полноте Божественной благодати, укрепившись в вере в воскресшего Христа, закалившись сердцем в любви огненной ко Христу, могли беспрепятственно, без «страха ради иудейского» проповедовать свою веру во Христа — Богочеловека, пришедшего очистить, обновить и спасти грешный мир.

         Апостолы, укреплённые благодатным даром свыше, чудесным образом стали проповедовать о тайне Троичного Бога, которая даёт новое направление всей человеческой жизни. Они начали выполнять миссию проповеди, исполняя заповедь Христа: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28: 19-20).

         В этот день, но в далёкие прошлые времена было положено начало Церкви. И все христиане православного мира собираются в храмы на торжество, свидетельствуя этим свою веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

         Апостол Лука повествует в книге «Деяний» о начале Церковной истории. В Иерусалиме наступает праздник Пятидесятницы. Вдруг, в 9 часов утра, раздаётся как бы удар грома. Дом, в котором собрались апостолы, сотрясается. Столб огня спускается с неба и разделяется на огненные языки над каждым апостолом. Это — обещанное Иисусом сошествие Святого Духа Божия в разум и сердце апостолов. Они встают совершенно обновлёнными.

         Толпа паломников, прибывших в Иерусалим по случаю праздника, сбегаются в большом числе к их дому. Апостолы тогда выходят и начинают говорить о Христе с таким восторгом, уверенностью и твёрдостью, что сразу же обращают большое количество людей из всех стран. Многие начинают верить в Иисуса, чудесным образом слыша о Нём каждый на своём собственном языке из уст Петра, говорящего от имени всех апостолов: «Иисус Назарянин, сотворивший столько чудес… Иисус, которого вы распяли на кресте и убили руками язычников… Бог Его воскресил! … Он —Господь! Он—Христос!» (Деян.2: 14-36).

         Итак, Церковь основана. Крестилось около трёх тысяч иудеев.

         «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме … и даже до края земли». (Деян.1:8). О чём же это свидетельство?

         В дни своего земного служения Иисус возвещал людям Царство Божие. И смысл Его проповеди и Его дел был тот, что Его пришествие и есть начало Царства, что Сын Божий пришёл открыть и дать его людям. Оторванные от Бога грехом, подчинившиеся злу и смерти, потерявшие подлинную жизнь, люди снова могут, через веру во Христа, узнать Единого Истинного Бога и Его любовь к миру, в соединении с Ним получить новую, праведную, истинную и вечную жизнь, для которой они созданы. Он учил, что мир не принимает это Царство Божие потому, что он «во зле лежит», и тьму возлюбил больше света. И потому Сын Божий принёс людям не только истинное учение, не только знание о Царстве, но и спасение.

         Зло и грех, властвовавшие над людьми, Он победил Собой. Всей Своей жизнью Он явил образ совершенного человека, то есть человека до конца послушного Богу. И только в этом послушании и этой любви была Его власть и сила, которыми Он прощал грехи, исцелял болезни, воскрешал мёртвых. В Себе Самом Он явил Царство Божие, как совершенное соединение с Богом, как силу любви и жертвы Богу и людям. Преданный на позорную смерть, оставленный всеми, Он осуществил образ полной самоотдачи, совершенной любви, последнего служения. Но в этой самоотдаче и была Его победа над злом и грехом: любовь восторжествовала над ненавистью, истина над ложью и, наконец, Жизнь над смертью: Бог воскресил Его из мертвых. Всё зло мира, вся сила распада, царствующие в нём, оказались бессильными перед этой Праведностью, и в одном Человеке были побеждены. В одном Человеке в царство греха и смерти вошло Царство Бога — царство любви, добра и вечной жизни. Но эту победу Христос одержал не для Себя, а для других, для всех, чтобы всех спасти и ввести в это, осуществлённое Им, Царство. И потому, с самого начала, Он избрал 12 свидетелей, чтобы они были с Ним, слышали Его учение, видели Его дела, Его смерть, воскресение и прославление. И в ночь, когда путём крестной смерти Он входил в Свою славу, Он им заповедал Царство: Он обещал по Своём прославлении Свою силу дать им, чтобы то, что сделал Он один, стало достоянием всех, чтобы они могли не только поведать о Нём людям, но и приводить их к Нему, соединять с Ним и делать участниками Его Царства.

         Таково было обещание, и оно было исполнено в день Пятидесятницы. В этот день маленькая группа учеников получила силу свидетельства; свидетельства не только о жизни и чудесах Учителя, но о том, что Он есть Спаситель, Царь и Господь мира. Для них это свидетельство или доказательство есть Церковь, в которой Он продолжает жить, в Которой, руками учеников, осуществляет свою власть и силу, в Которой Его жизнь становится новой жизнью всех, верующих в Него. Сошествие Святого Духа означает всё это, из «малого стада» оно делает Церковь.

         Как вчера, так и сегодня, и всегда, мы обновляемся дарами Духа Святого, получаемыми в Церкви через Её таинства, возрастая в совершенстве и в познании Божественной любви; восходя от силы в силу приближаемся к стяжанию Царства Божьего, которое должно быть внутри нас. Да сподобит нас Господь, и да не посрамит нашу веру и молитву, чтобы здесь приобрести мир и благодать в своём сердце и там, в будущей жизни во славе служить Ему. 

Аминь!