Слово в день изнесения Честных Древ Креста



Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

         «Поет Божественными песньми Церковь Христова… Крест Божественный и пречудный».

         Такими словами Святая Церковь укрепляет в нашей памяти святое благоговение и любовь к Животворящему и спасительному Кресту Господню, орудию, которое послужило делу спасения и искупления человечества от проклятия и вечной погибели, и вознесло нас на Небо. Христос был поруган и истязан на Кресте, омыв его Своею кровью, и нас освободив от смерти.

         Крест — это символ победы жизни над смертью, радость для верных и «демонов губитель».

         Об огромном спасительном значении Креста Господня говорят множество происшедших исторических событий. Вот одно из них, которое мы вспоминаем сегодня.

         По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви святой Софии Премудрости Божией. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы совершали литии по всему городу, предлагая его для поклонения народу.

         В этот день также совершается освящение воды, в воспоминание Крещения Руси, совершённого святым князем Владимиров в 988 году, в августе месяце, 1 числа.

         «Бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского по всем градом и весям».

         Также сегодня совершается память ветхозаветных мучеников семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, пострадавших в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского правителя Антиоха Епифана, приверженца идолопоклонничества. В то время, как и сейчас, люди, утратив веру в Бога, тем самым потеряв свободу и рассудительность, обратились к поклонению языческим богам. Отпав от Истинного Бога, люди помрачились разумом, и увлеклись ложными философскими и языческими восточными учениями и вошли в общение с дьяволом. Однако, слава Богу, были и такие, которые глубоко скорбели о падении народа и продолжали верить в грядущее пришествие Спасителя.

         Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Божьему закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики Елеазара — семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. За отказ принести жертву языческим богам и за признание себя последователями Истинного Бога были судимы и приняли мученическую кончину. На глазах у матери поочерёдно лишали жизни её сыновей. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой к Богу и скончалась. Такой подвиг мучеников воодушевил оставшихся из еврейского народа верных Богу, во главе с Иудой Маккавеем, который поднял восстание против языческого царя, и с Божией помощью одержал победу, очистив Иерусалимский храм от языческого нечестия.

         Святитель Григорий Богослов, по поводу празднования памяти ветхозаветных мучеников, говорит: «Будем подражать Маккавеем — и священники, и матери, и дети. Священники — в честь Елеазара, духовного отца, показавшего превосходнейший пример и словом, и делом; матери, в честь мужественной Соломонии, да окажутся истинно чадолюбивыми, и да представят чад своих Христу, чтобы самый брак освятился таковою жертвою; дети да почтят святых юношей, и да посвящают время юности своей не постыдным страстям, но борьбе со страстями… Желаю, чтобы были подвижники для всякого времени и случая, из всякого рода и возраста, подверженного и явным нападениям и тайным наветам врагов».

         «Претерпевший до конца спасётся» (Мф. 24:13). На ветхозаветных мучеников, можно сказать, Богом был возложен крест исповедания истинной веры и мученической кончины. Святые не отказались от несения этого креста. Они пострадали по закону крестному и достойны похвал, и мы, почитающие их страдания и память, восхваляем их, чтобы прославиться с ними.

         Господь наш Иисус Христос, пренебрёг посрамление, претерпел крест, воскрес и воссел одесную Бога Отца. Таков и наш должен быть жизненный путь…

         Каждому из нас дан Богом крест, и мы в праве выбирать нести его до конца, или отказаться от него. Но последнее есть погибель. Прося у Бога в молитвах терпение, смирение и рассудительность, тем самым мы уподобляемся воинам, готовым дать отпор невидимым и видимым врагам и искушениям. Это значит, что нам будут посылаться те испытания, в которых и должны будут проявиться добродетели нашего духа: терпение, смирение и рассудительность.

         Каждый человек должен понимать, что самое сложное, что может быть в его жизни, это познание и изменение самого себя, то есть борьба со своими недостатками, страстями, со своим характером, желаниями и помыслами. Не бесполезные попытки изменить внешнее ко благу, а желание очищения и просвящения души ради Христа, приведут человека к нормальной, полноценной и здоровой жизни. 

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14) — говорит апостол.

В последние годы враг христианского рода усугубил своё зло против человеческих душ, желая погубить их в бездушии и безверии. Существуют и появляются опасные псевдорелигиозные тоталитарные секты, которые не имеют никакого отношения к религии вообще и ко Христу. В них происходит зомбирование людей, то есть программирование и управление ими. Многие бессмысленно и необдуманно набрасываются на различные возникшие в последнее время оккультные течения. Увлекаются люди гипнозом, телепатией, магией, спиритизмом, астрологией, гаданием, лечением биополем, нетрадиционной медициной, кодированием, ясновидением и т.д. Всё это не от Бога. Людей занимающихся и увлекающихся этой грязью постигают: умолишение, душевное расстройство, беснование, пленение душ их диаволом и, как результат — гибель души. Всё это не свойственно человеческой душе, которая по природе есть христианка.

Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин, 1:8-9). Это обращение апостола к нам, последователям Христа, имеющим дерзновение в молитвах, покаянии и добродетелях.

Это значит, что христианство определяется не достоинством лиц, ни полом, ни возрастом, а верой, покаянием, доброй жизнью, милосердием и вниманием к ближним. Достоинство христианина познаётся не во внешних земных временных преимуществах, а во внутренней красоте сердца и души; в умении больших служить меньшим; в благородном перенесении искушений и испытаний. «А кто нашёл путь долготерпения и незлобия — говорит преподобный Ефрем Сирин, —тот нашёл путь жизни».

Итак, возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры, «и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1-2) Христа, Которому во веки слава!

Аминь!