Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Возлюбленные во Христе, братья и сестры!
Сегодня великое торжество, торжество начала Церкви Христовой на земле. Две тысячи лет прошло, как за пределами невидимого мира, реально, в сошествии Святого Духа, открылись глубины и величие мира невидимого, царства не от мира сего.
И вот, пришёл день, когда шум с неба возвестил о наступлении нового состояния на земле. Масса народа, в смятении сбежавшегося на этот небесный шум, и изумлением глядела на людей прежде всего тихих и простых. Что произошло с ними? Отчего они так необычайно возбуждены? У многих пронеслась мысль: в этот доме напились сладкого вина. Но поднялись все двенадцать, и один возвысил голос. И всё кругом мгновенно стало иным, народ заплакал, слушая Петра.
Однако, могла ли случайная, из любопытства сбежавшаяся толпа, минуту раньше насмехавшаяся над апостолами, поверить в воскресение распятого — позорно умершего человека? Но, как огонь, слова Духа Святого, и, как небесный свет воздух, окружавший получивших Духа Утешителя, любовью и истиной растворились в сердцах речи Петра. И когда он закончил свою речь, раздались тысячи голосов, сокрушённые вопли: братия, скажите, что нам делать?
И в тот день крестились около трёх тысяч душ.
Так знаменовалось новое, что даровал Воскресший Христос, послав на землю Духа Утешителя.
Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви. И наступила жизнь никогда не бывшая доселе на земле—время великой благодати.
Милостью Божией Церковь стала совершенным обществом, исполненным любви и света (по слову апостола: «Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы» (1Ин, 1:5)). У множества уверовавших было одно сердце и одна душа. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя на дому хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца. Апостолы с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа.
Это время можно назвать пасхальным периодом Церкви (позднее апостол Павел скажет: «мы проповедуем Христа распятого» (1Кор 1:23) —слово, общее для всего христианства). Теперь же только образ Воскресшего Христа предносился перед лицом верующих, а в сердцах, как нескончаемая радость стремилось упование: Христос идёт во славе.
Прошли века. Силою Духа Святого широко раскинуло свои могучие ветви великое Древо Церкви Христовой. Христос, через Евангелие, силою Духа Святого влил в нравственные раны человечества целебный бальзам: возможность внутреннего перерождения человека, основанное на любви ко Христу каждого человека, стремящегося в простоте сердца ко спасению… Христос, в Своём Лице, открыл нам Бога, ставшего близким и дорогим человеческому сердцу, и этим сделал Он жизнь человека полной смысла, радости и красоты.
Воскрес Христос и жизнь воцарилась. Через Воскресшего Христа и мы получаем дары Духа Святого. Если бы не воскрес Христос, мир оказался подлинно бессмысленным, а жизнь бы стала беспросветным царством зла, обмана и смерти.
К нам, современным христианам остаётся открытым вопрос: данное нам Христом через Евангелие, что мы восприняли, уяснили и сохранили, что мы приобрели, возрастили и приумножили, принесли ли мы плоды тех талантов, которые даны нам от Бога, или зарыли их в землю, по своему невежеству, лени, жестокосердию и жестоковыйности? Мы строим храмы, возрождаем обители, учимся, работаем, приобретаем жизненный опыт, становимся священниками, монахами, стараемся быть благочестивыми мирянами и т.д. и т.п. А какие плоды, какие результаты всего этого? Есть ли в нас вера во Христа, основанная на искренней любви ко Христу и своему ближнему? Есть ли у нас дела милосердия и любви? Есть ли у нас рассудительность, терпение, смирение, послушание и всё то, чем мы должны обуздывать свою необузданность, невоспитанность?
Не сон ли это, от собственной упоённости своего кажущегося благочестия? Один христианский мыслитель предупреждает: смотрите, чтобы держа в руках Евангелие, не принять антихриста. Господь всех нас призывает ко спасению, а мы часто упираемся: гордыня, надменность, самоуверенность, самонадеянность, непослушание, несмирение, леность, невежество и т.п. ведёт нас к явной гибели уже здесь, в нашей жизни.
Человек выраждается как образ Божий и подобие. Вспомните слова Спасителя: «Кому много дано, с того больше спросится» (Лк 12:49), и ещё: «Суд Божий, начнется с дома Божия» (1Пет, 4:17), то есть с нас…
Это значит, что он нас требуется рассудительность и трезвость во всём. Вера без добрых дел — мертва. Надо трудиться и над собой. Царство Небесное приобретается усилием, и употребляющие усилие восхищают Его. Надо себя воспитывать, образовывать и преображать. Необходимо исследовать Писание, как говорит нам Господь, надо изучать святых отцов, их учение, наставления, основанные на жизненном опыте, приведших их к святости. Надо признать, как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, что произошло оскудение старцев и духовников в наше время…, угасает дух любви в каждом из нас ко Христу и к своему ближнему, и поэтому остаётся жалкое подобие всего христианского. «Приду, обрящу ли веру» — говорит Христос. Чем дальше от Бога, тем ближе к дьяволу, к бездне, к погибели.
Но, «грядущего ко Мне, не изжену вон» — говорит Христос. Это призыв Творца к каждому человеку со свободной волей. Выбор за каждым из нас. Каждый из нас знает, что он делает. И каждый должен знать, к чему он может прийти. Церковь, основанная Христом, даёт нам дары Святого Духа и средства, ведущие нас ко спасению. Не упустим этих благодатных возможностей, чтобы спасаться самим и спасать других. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр, 13:8). Аминь!
Конец, и Богу слава!