Слово в неделю о Закхее



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступают подготовительные недели к святой Четыредесятнице, в которые Церковь будет нас призывать к тому, чтобы заранее мы «вошли в себя», отверзли «дверь нашего сердца» для покаяния и увидели образцы этого покаяния. 

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию рассказ о Закхее. Это повествование — не притча, а исторический факт, засвидетельствованный в Евангелии. Кто такой Закхей и какое назидание содержит Евангельское повествование о нем?

Закхей по своему служебному положению был начальником мытарей — сборщиков налогов и податей. Народ не любил мытарей за их грубость, жадность, несправедливость при взимании налогов, за обиды и слезы от них. Народ считал их особо грешными, нечистыми и избегал всякого общения с ними, осуждая и тех, кто это общение поддерживал.

Среди них, однако, встречались люди, сознающие, что живут неправильно, и тяготились этим, ища выхода из своего состояния

В числе этих мытарей оказался и их начальник в городе Иерихоне — Закхей. Уже давно он слышал о Христе, как о Чудотворце и Учителе обновления и возрождения человека. Такие слухи еще более усилили его сомнения в правильности своего жизненного пути и вселили в него надежду, что Христос может помочь ему.

И вот узнав, что Христос идет в его родной город, Закхей воспылал желанием увидеть Его, чтобы узнать «Кто Он» (Лк. 19,3), т.е. каков Он и может ли помочь ему.

Будучи мал ростом, Закхей взобрался на смоковницу, чтобы увидеть входящего Христа, сопровождавшегося толпой, в город. Вот тут Закхей и достиг желаемого: он и Христос увидели друг друга. И Господь Сердцеведец сказал ему: «Закхей, сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19,5). Закхей радостно встретил Христа. И было чему радоваться: встреча со Христом произвела окончательный и полный переворот в душе Закхея. Евангельское повествование не говорит, о чем была беседа хозяина дома и его Божественного Гостя, но красноречиво говорит о её результате: «Закхей же став после беседы, сказал Господу: Господи! Половину моего имения я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8).

Думал ли раньше Закхей, что Христос так решительно и властно может перевернуть его душу, изменить его сердце, ибо по преданию Закхей впоследствии стал учеником апостола Петра и поставлен им епископом Кессарии Палестинской.

Чудо свершилось, оно коснулось не только его самого, но и семьи и всего дома его, ибо Христос сказал: «…Ныне пришло спасение дому сему, потому что он (Закхей) сын Авраама» (Лк.19,9).

Братия и сестры! С чудом обновления и возрождения дома Закхея было связано еще одно обстоятельство, поучительное для нас. Когда Христос вошел в дом Закхея, то все, видящие это, «начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку» (Лк.19,7). Они осудили Христа за то, что Он зашел к грешному, т.е. недостойному человеку. Они не допускали возможности, что Христос, войдя к Закхею, может духовно возродить его, а сам Закхей может духовно возродиться. Они не верили ни во Христа, пришедшего «…взыскать и спасти погибшее» (Лк.19,10), ни в возможность возрождения грешника — Закхея.

По такому поводу можно сказать то, что выразил архимандрит Киприан (Керн), суммировав весь опыт и понимание Церкви этой проблемы в следующих словах: «Законченного типа праведника и грешного вообще не существует: падения возможны и с вершины святости; покаяние и возрождение всегда возможны и в тех глубинах падения, которые нам кажутся безысходными»[1].

Вот такое двойное неверие — в Бога и человека — и стало на пути их ко Христу. Господь ни к кому из них не зашел, ни на кого из них не обратил своего нарочитого внимания. Зашел Он к тому, кто уже был близок к вере во Христа и в себе самом имел потребность в возрождении. А если чего в душе Закхея и не хватало, то оно было восполнено преизобильным милосердием Божиим — благодатью. 

Итак, познание Истины — Христа, возможно только на пути смирения и изменения себя на пути Богопознания. Суть подвига христианина заключается в том, что человек должен смириться и увидеть, что ему нужен Христос Спаситель, а для этого ему нужно признать и увидеть насколько он немощен, поврежден, болен. Такое истинное ведение подлинного состояния — насколько повреждена природа — человек познает через исполнение заповедей, и тогда познается, чем наполнена душа. В этом смирение христианское. Смирение еще и в том, что нужно не оправдываться в грехах, а осознавая их прийти к покаянию.

Братия и сестры! Как бы глубоко человек не погряз в своих заблуждениях, в своих грехах и пороках, пути возрождения для него никогда не закрыты. На этих путях он всегда встретит милосердие Божие и помощь в возрождении. Господь всегда ждет и зовет: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним…» (Откр. 3,20). В этом наше спасение.

Итак, Закхей учит нас, что нам самим следует выходить навстречу Господу, неся с собой боль и сокрушение о неправдах своей жизни и потребность духовного обновления. И тогда Господь Сам положит в наше сердце «мысль благу», расположит нас к примирению с ближними и общению с Ним Самим в молитвах, таинствах Покаяния и Причащения. Аминь.

                                               http://aphanatos.ru


[1] Архим. Киприан (Керн). Православное пастырское служение. Париж, 1957 г. Стр. 30.