Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Церковь стоит на крови мучеников!
Греческое слово «мартис» означает свидетель в суде. То есть свидетель своей веры во Христа. Это слово говорит не только о самих мучениях и перенесённых страданиях, и что главное не в самих страданиях, а о мотивации. То есть мученик — это тот, кто даже перед лицом смерти, даже подвергаемый пыткам готов свидетельствовать о Христе.
Святой Иустин Философ говорил так: «Мы принимаем смерть за Христа, потому что исполняем заповедь «не лжесвидетельствуй». Нас спрашивают, веруем ли мы во Христа, и мы скорее готовы умереть, чем молчать, нарушив заповедь.
И вот, что важно: мученичество — это не то же самое, что героизм. Герой совершает подвиг, какой-то яркий поступок, может быть, остающийся в памяти народной. Но подвиг — это одномоментный акт, мученичество же — это ежедневное, ежечасное свидетельство о Христе.
Свидетельство своими словами, своими делами. Свидетельство во всех жизненных обстоятельствах.
Были такие случаи, когда палачи, поражённые твёрдостью мучеников, сами объявляли себя христианами и принимали смерть за Христа. Но и тут их выбор, их жажда истины, были обусловлены всей предыдущей жизнью. Поэтому мученичество — не столько акт, сколько процесс.
Свидетель о Христе перед лицом смерти — это мученик, который познаёт самого себя, проходя через боль, через страдания и самоотречение; обретает истинный смысл своего бытия в безграничной любви к Богу и людям, в умении отдавать, ничего не прося взамен.
Сам Христос призвал Своих учеников, то есть всех нас, быть Его свидетелями.
Для христиан, свидетельствующих о своей вере во Христа миру, смерть — встреча со Христом начало новой жизни, куда более полной и радостной нежели земное существование. Общее стремление христиан в этом смысле выражено в словах апостола Павла: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп. 1:21-23). Отнимая у мучеников земную жизнь, палачи открывали им врата в Небо, поэтому смерть для них не была связана с ощущением безвозвратной потери. И, что самое интересное, у них не было никакой ненависти к своим мучителям, они, так же как и Христос, за которого страдали, молились о своих убийцах: «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят!» (Лк. 23:34).
Ещё интереснее тот факт, что во все времена христианской истории, свидетелем мог быть тот, кто познал Христа опытным путём, кто видел Его глазами веры и умирал ради того, чтобы быть с Ним, с Тем, о Котором говорит Евангелие.
Не зная Христа, не ощутив Его близость, Его любовь, сделать такой выбор невозможно.
Сегодня память великомученика Димитрия Мироточивого, Солунского. Его твёрдость веры была основана на реальной встрече с реальным Христом в его жизни!
Итак, мученичество — это прежде всего свидетельство о Христе, победившем смерть!
Но в какую бы эпоху, в какой бы исторической обстановке человек ни умирал за Христа — его смерть не оставалась без последствий, а, напротив, приводила ко Христу всё новых и новых людей. Церковь и по сей день зиждется на крови мучеников.
Мученичество — это венец христианства.
Аминь!
Главная