Слово о вере, о покаянии и борьбе с грехом.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Итак, настоящее время есть время покаяния. Вот, отверста дверь покаяния, постарайся, человек, войти, пока она не затворена; приступи и исцелись без труда»[1].

         Сегодня Святая Церковь предлагая нам Евангельское чтение, как духовную пищу, желая нас исцелить от скорбей, от болезней, от духовного и телесного расслабления, призывает нас к вере, к покаянию, к борьбе с грехами.

         Дом, в котором Христос говорил Свое слово, был так тесно заполнен и окружен народом, что трудно было в него проникнуть. Эта трудность не стала непреодолимой для четырех человек, принесших на носилках расслабленного, чтобы Христос исцелил его. Они не стали ждать, когда Он выйдет из дома по окончании проповеди. Вера их в Господа была так велика, что они сразу же поднялись на кровлю дома и разобрав крышу опустили к ногам Христа носилки с расслабленным. Присутствующие при этом неожиданном зрелище не могли не испытать недоумения: из-за чего так болен, так страдает этот скованный расслаблением человек.

         И вот, Христос в словах, обращенных к расслабленному, дает ответ на это недоумение: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 8,5).

         Из этих слов Господа все присутствующие поняли, что грехи явились причиной тяжкого состояния этого человека. И, следовательно, если эти грехи удалить, простить, то больной может выздороветь.

         Но прощать грехи может только Бог, и если Христос простил их расслабленному, значит Он от Бога, значит Он — Сын Божий. Ученики Его и последователи знали это и верили этому. Но совсем к другому выводу пришли лукавые книжники. Видя это чудо, они подумали, что Христос «богохульствует». Они потому так думали, что не верили во Христа, как Сына Божия.

         Зная эти тайные помыслы книжников и, желая показать им, что Он имеет власть прощать грехи и тем животворить, оздоровлять больного человека, Христос говорит расслабленному: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2,11). И чудо совершилось. Расслабленный действительно встал, взял свою постель и вышел.

         В дни Великого поста и покаяния, это Евангельское чтение указывает нам на необходимость борьбы с грехами, как главным источником всех наших бед, скорбей и напастей. Грехи истощают наши духовные силы, вводят в расслабление душу и тело, прививают «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия», лишают нас «духа целомудрия, смиренномудрия и любви».

         В духовной жизни человека действует, как закон, нечто противное, противоборствующее его благим намерениям: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим. 7,19), — говорит апостол.

         Духовная жизнь человека — это путь к Богу через нравственное усовершенствование, это путь познания своей немощи при исполнении заповедей Божиих и борьбе со страстями»; это путь покаяния, смирения и самоукорения. Преподобный Макарий Оптинский говорит, что «Внимательно наблюдая за всеми своими поступками, словами, помыслами, христианин приходит к познанию глубокой своей немощи и необходимости Божественной помощи для спасения, научается смирению и покаянию»[2].

         Итак, наша жизнь — это борьба, борьба с немощами и грехами. И потому это так, что следствие греха — смерть, и все то прочее, что понимается и принимается нами, как различные наказания за грехи. А человек призван не к смерти, а к жизни вечной. И хотя, мы немощны, но не беспомощны, ибо надежа наша в покаянии.

         Не будем же пренебрегать теми решительными мерами, которые от нас требуют те же самые бедствия, происходящие от наших грехов. А требуется от нас подвиг глубокого покаяния и плодов достойных этого покаяния.

         Если мы не предпримем этого подвига в дни Великого поста, то когда же его предпримем? Какое время будет более удобным для него? «Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор. 6,2).

         Не пройдем же, братья и сестры, в дни Великого поста мимо Христа, не будем глухи к Его призыву «покайтесь» (Мф. 4,17). «Вонми себе, — говорит  преподобный Ефрем Сирин, — и тщательно охраняй душу свою… Господь всем хощет спастися»[3] (1 Тим. 2,4).

         Для покаяния и возрождения нашего духа, прежде всего, нужна нам крепкая вера. Вера во Христа — Искупителя и Спасителя нашего. Сегодняшнее Евангельское чтение и начинает повествование о чуде исцеления расслабленного с указания на эту веру в Господа Иисуса Христа. Видя веру их, Христос и даровал исцеление и прощение.

         Ему же — Спасителю нашему, слава подобает, во веки веков. Аминь.


[1] Ефрем Сирин. Творения. Ч.1 стр. 192,262; Сергиев Посад; 1907 г.

[2] Житие Оптинских старцев. Джорданвилль, 1990 г.

[3] Ефрем Сирин. Творения. Ч.1 стр. 192,262; Сергиев Посад; 1907 г.

                                                                  http://aphanatos.ru