Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истина от сынов человеческих» (Пс 11:2).
Этими словами, пророк Давид призывает нас, братья и сестры, уповать более на Бога, нежели на человека – слабого, подверженного непостоянству, ибо слова человеческие часто бывают ложными, словеса же Господни всегда истины и непреложны.
С каждым поколением рождаются люди немощные, больные душой и телом, слабые умом: не способные к принятию Евангельских истин, к духовной жизни, к аскетическим подвигам. Отдаляясь от Бога своим самоутверждением, самолюбием, своеволием, человек лишает себя даров Святого Духа, а в особенности дара рассуждения. Слово потеряло свою силу и мудрость.
Мир, в котором мы живем, братья и сестры, столь ужасен по своей цепкости, что мы не в состоянии оставить его даже на короткое время. Мы как бы разбросаны сердцем во все стороны, не принадлежим ни себе, ни другим, никому в особенности, а только напору желаний, увлекающих нас в разные вихри ненастий нашей жизни.
Но чьё сердце, вырываясь из страстных объятий мира, стремится к ожидающему его и зовущему непрестанно Христу — тот есть святой. Все мы святы у Бога,- говорит апостол Павел. Святы в силу своей принадлежности Богу, в силу своих стремлений и желаний жить во Христе и со Христом.
Идти ко Христу – трудно, но возможно, Господь спасает спасающихся, тех – кто и малые усилия употребляет для приобретения христианских добродетелей.
Христос основал Церковь, где все ее чада должны любить друг друга. Перед смертью ап. Иоанн Богослов часто говорил: дети любите друг друга, если этого не будет, то ничего не будет. Христиане призваны духовно помогать друг другу, рождать духовно, поддерживать слабых. Надо уметь ценить своих ближних и дальних, потому как, теряя их, мы жалеем и плачем. Надо уметь видеть образ и подобие Божие в человеке, ценить то, что есть хорошего в нем, и помочь взращивать те добрые качества, которые даны Богом. А плохого в каждом из нас предостаточно. Все мы перед Богом безответны «яко раби неключимы есмы». И потому Господь говорил: не судите друг друга, потому что это замкнутый круг, и в этом нет смысла, а ап. Павел призывает нести тяготы и снисходить к немощам ближних своих и таким образом исполним закон Христов.
Для современного человека, многое в духовной жизни представляется наивным, устаревшим и ненужным. Но Бог поругаем не бывает. Господь не наказывает человека. Нарушая непреложные законы духовной жизни, человек искажает в себе образ и подобие Божие, и следовательно заболевает, мучается и страдает… Сказано: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле» (Лк. 18:8); и еще: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35). Вот это и есть основа нашей Евангельскойдуховной жизни. А духовность и есть таинственное проявление действия Святого Духа в человеке.
Святые отцы пишут, что в последнее время Евангелие будет в небрежении, то есть, не в жизни, не на деле, а только внешнее будет проявление духовности: а пр. Нил мироточивый, говорил, что люди станут лукавее бесов, и осуждение станет добродетелью человека, которое есть ржавчина души.
В таком безрассудстве и гордыне, мы явно нуждаемся в милосердии и помощи Божией, а так же в добром примере и совете святых, опытно достигших благодати Святого Духа.
Вот этим солнцем, сияющем сейчас для нас и является блаженный старец Варнава, память которого мы сегодня чтим: пастыря кроткого и целителя, сына утешения, питавшего алчущих словом и хлебом, как поется в церковных песнопениях.
Все приходившие к преподобному, нуждающиеся в добром слове, совете, молитвенной поддержке, получали то, что икали и чего жаждали. Преподобный Варнава – добрый пастырь, полагавший душу свою за овцы своя.
Его жизненный опыт духовного становления – это борение и утверждение в добродетелях; аскетические труды и молитвенные подвиги; терпение болезней и скорбей; смирение и упование на милосердие, помощь и промысел Божий, вот – это основа его духовности, старчества и святости. Многие свидетельства говорят о том, как преподобный тонко и трепетно относился к каждой человеческой душе.
Человек долго рождается в жизнь. Человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру его собственного призвания. Преподобный Варнава был в состоянии видеть в каждом человеке, поврежденным грехом, неотъемлемую красоту образа Божия, видеть в нем икону, которая, также, пострадала от условий жизни, от человеческой небрежности или кощунства, и благоговеть перед той Божественной, незыблемой, сияющей красотой образа Божия в человеке, которая в нем еще осталась. Это требует великого смирения.
Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это – великий и редкий в наше время дар Божий…» Преподобный Варнава был и является таким сотрудником всем приходящим к его ходатайству.
Люди слишком немощны и самолюбивы. Все люди – падшие существа, все душевнобольные, хотя далеко не все это видят и понимают. По преподобному Петру Дамаскину это есть духовное видение, которое есть Дар Божий. Плотской человек никогда не может увидеть себя таким, какой он есть.
Игумен Никон Воробьёв пишет своим чадам: «никогда не унывайте; из всего, даже из ошибок, извлекайте опыт. С теми, с кем сталкивает вас жизнь, будьте очень осторожны… Лицемерие и неискренность, глубоко вкоренившаяся в душу, ставшая как бы ее естеством, распространилась в такой мере, что понять человека стало невозможно без длительного испытания. При этом следует избегать какой-либо замкнутости, проявления подозрительности, любопытства и эгоизма. Необходимо быть доброжелательным ко всем. Надо смотреть на дела, на жизнь, на общую направленность действий, мыслей и чувств, на нравственные качества, и уметь отделять главное от второстепенного. Старайтесь быть в мире со всеми, берегитесь сплетен и пересудов, уклоняйтесь от них. Полагайте все на суд Божий, а не на свой человеческий, лукавый и страстный».
А преподобный Федор Студит говорит следующее: «друг другу будем помогать, ибо один бывает немощен, а другой силен, не будем спорливы, а будем сладкоречивы, мирны, снисходительны, милосердны, кротки, благопокорливы, исполнены милости и плодов благих. И мир Божий да сохранит сердца наши и ум, и да сподобит нас Небесного Царства о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь!»