Слово на Крещенский сочельник.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Зачем Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением самого Сына Божия? Люди всегда, до смерти, носят в себе семя древней греховной нечистоты, им дана свобода воли и они всегда могут согрешить, тем самым снова и снова внося в окружающий мир нечистоту и тление. Поэтому Господь Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам Свое живое и животворящее Слово, даровал верующим право верой и молитвой низводить на землю благословение Отца Небесного, ниспослал Утешителя Духа Истины, Который всегда пребывает в Церкви Христовой, чтобы Церковь, вопреки пребывающему в сердце человеческом семени греха и нечистоты, всегда имела неоскудеваемый источник освящения и жизни.
Храня эту заповедь Господню, Святая Церковь Словом Божиим, таинствами и молитвой освящает всегда не только самого человека, но и все, чем он пользуется в мире. Этим Церковь кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов. Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога плодородие, освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Без благословения, без освящения могли ли бы эта тленная пища и питие поддерживать нашу жизнь? «Не роды плодов питают человека, но слово Твое сохраняет верующих в Тебя» (Прем.16,26)- сказано в книге Премудростей Соломоновых.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду силой молитв и слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятаго и Животоворящего Духа. Греховный разлад в человеке вносит разлад как в природу, так и в жизнь человека. Умножается злоба и беззаконие, и люди все чаще относятся к святыне с позиции потребления.
«Дай, Господи!»-перевешивает в сердцах и звучит чаще, чем «Тебе, Господи! Благодарю, Господи!», но чудеса и исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божии и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. «Род лукавый и прелюбодейный-говорил Спаситель о Своих неверующих современниках-знамения ищет, и знамение не дастся ему».
Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте своей души, о святости помыслов и деяний, и при каждом прикосновении к святой воде будем возносить в уме и сердце теплые молитвы.
Каждый год на праздник Крещения (Богоявления) Господня во всех храмах совершается великое освящение воды, по-гречески «Агиасма», что значит – святыня. О чудесных свойствах агиасмы упоминает уже св.Иоанн Златоуст: «В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год. Существо этой воды не портится от продолжительного времени, но…целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников».
Почему на Крещение Господне воду освящают дважды? Великое освящение воды в праздник Крещения совершается два раза: накануне, в Крещенский сочельник, и в сам день праздника. Оба эти освящения совершенно одинаковы, и вода, следовательно, совершенно одинаковая. Совершение фактически двух праздничных крещенских литургий и двух крещенских чинов освящения воды объясняется историей богослужения этого праздника. История связана с крещением новых членов Церкви, которое совершалось, кроме Пасхи и Рождества, на праздник Крещения. В определенный момент готовившихся к принятию таинства крещения стало так много, что возникла дилемма: с одной стороны, крещение нужно совершать в сам день праздника, но оно стало занимать слишком много времени, так что уже многочисленная община христиан не могла вовремя начать богослужение. Для решения вопроса была введена вечерняя литургия накануне праздника Крещения Господня (подобно вечерней литургии Преждеосвященных Даров во время Великого Поста). Именно поэтому Церковным Уставом в крещенский сочельник положен строгий пост. До нас эта служба дошла в виде литургии св.Василия Великого в соединении с Великой вечерней, которая в наше время совершается утром в крещенский сочельник. Поэтому нас не должно смущать то, что вода освящается дважды. Свойства крещенской, богоявленской и, как ее иногда называют, иорданской воды одинаковы. Это два совершенно одинаковых освящения и нет никаких оснований думать, что одна вода «святее» другой. Две литургии, но один праздник. Два великих освящения воды, но один Христос Бог, освящающий воду.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, всякой бытовой вещи. В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой принимает святую воду в болезни и всякое немощи. Крещенская вода принимается верующими только натощак. Святая вода гасит пламень страстей, отгоняет злых духов-вот почему окропляют ею жилища и всякую вещь.
Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Ибо первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды. Потому-то при крещении Господнем на Иордане как бы повторилось чудо творения: разверзлись небеса, нисшел дух Божий, и был слышен глас Отца Небесного: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мф.3,13)
Так, после грехопадения человека, впервые совершилось освящение воды, освящающее о очищающее нас, и приводящее нас благодатию Святого Духа ко спасению.
Аминь!
www.аphanatos.ru