Слово в 4-ю Неделю Великого Поста.



Великий Пост-это весна души! Так говорят святые Отцы. Это время обновления, когда все, как весной, становится новым и чистым, а значит- это время радости, время, когда духовно и телесно очищаясь, человек приближается к счастью. А счастье – это пребывание в Боге. Первым и кратчайшим путем к Богу является молитва, а второй, столь же прямой  путь — через радость. Не зря Спаситель говорил постящимся, чтобы они не были унылыми и мрачными. «Угрюмая, отталкивающая жизнь не есть Божия жизнь»-говорит свт.Феофан Затворник.

Пост, молитва, воздержание помогают человеку познать себя, заглянуть внутрь, увидеть то, что в обычное суетное время разглядеть невозможно. Но такое рассматривание себя порой превращается в самоедство, которое приводит к унынию и отчаянию. Такое состояние нельзя назвать духовным. Не постоянная мысль о своих грехах,  а видение святости Божией позволяет человеку познать свою греховность.

Существует два понятия: религиозность и духовность. Религиозность свойственна всему человечеству, а духовность не каждому дана. Духовность – это дар Божий. Религиозным людям очень важно следовать принципу «не навреди». Не навреди себе и своему ближнему… У каждого человека восприятие веры основано на личных ощущениях, эмоциях, чувствах, на знании или незнании, на фанатизме. «Фанатизм стесняет образ мыслей человека, -пишет тот же свт.Феофан Затворник- а истинная вера дает ему свободу». Господь призывает нас исследовать Писание, это занятие требует немало усилий. Нет греха худшего, чем невежество, а неверие всегда следствие невежества. Но продвижение к познанию Истины не бывает скорым и беспрепятственным. Знания, которые мы получаем без размышления – бесполезны; а размышления без знаний-опасны. В христианстве высшей добродетелью является рассудительность. «Что бы ты не делал, делай разумно, и предусматривай результат» — пишет прп.Ефрем Сирин.

Не надо бояться стремиться к совершенствованию-его не достичь! Но Бог и намерение целует. Счастье-не конечная цель, а процесс движения. В духовной жизни важно не подражание, а вдохновение. Вооружившись верой, человек способен преодолеть любые трудности, встречающиеся на его жизненном пути, на пути следования к Богу. Но в процессе духовного озарения нельзя терять здравомыслие. Что приносит пользу одному, другому приносит вред. Апостол Павел пишет, что любящему сердцу закон не нужен. Любовь не знает закона! Но так как мы немощны: слабы умом, душой и сердцем, не достигли рассудительности, великодушия и любви, нам и дан закон и правила, регулирующие наши отношения с Богом, если можно так сказать, и наши взаимоотношения друг с другом. Поэтому мерилом нашей духовной жизни является не

просто участие в церковных Таинствах, а исправление своей души и жизнь согласно заповедям Евангелия. Так делали апостолы и первые христиане, причащаясь ежедневно,  пребывая между собой в любви и постоянно молясь. А мы, враждующие между собой, раз в год приходим к Небесному Царю и хотим, чтобы сейчас же избавились мы от всех болезней своих, страданий и худых наклонностей, приобретенных и унаследованных от своих предков; хотим, чтобы веками противящаяся природа наша вмиг возродилась, и мы бы стали новыми людьми.

За многие века люди исказили христианство в своих сердцах и умах. Великое живое дело Божие в мире, дело перерождения, преобразования, воссоздания человеческой души, все то, что дано нам для этого в помощь, люди стали понимать просто как «религию», культ. Вспомним обличения Христа в адрес фарисеев и книжников, обличения их буквоедства, бездушия, слепое следование внешним правилам Закона. Вспомним слова Господа, что «суббота для человека, а не человек для субботы». Как родители хотят любви и уважения от своих чад, так и Господь желает нашей искренности. Богу нужно «поклонение духом и истиною». То есть признавать бытие Бога и даже в последних мелочах своей жизни поступать по совести, по учению Спасителя, разоблачая всяческую ложь, и, прежде всего, в своем сердце…

История показывает, как люди привыкли падать ниц перед идолами, и от христианства усвоили порой себе только поклонение. Рабы страстей, разделившие друг друга на  сильных и слабых, начальников и подчиненных, богатых и бедных, на судей и подсудимых, люди и к Богу свои отношения определили тоже, как права и обязанности. Угождая сильным мира сего, мы и живую веру в Бога заменили «угождением» Богу. Всегда в душе рабы, мы и слова «раб Божий» поняли в буквальном смысле, и христианскую добродетель смирения превратили в душевное холопство, забыв слова Христа: «Уже не называю вас рабами…, но друзьями». Порой, даже исполняя заповеди Божии и делая добрые дела, мы смотрим на это как на взятку, которую даем Богу, чтобы получить лучшее место. Можно ли после этого удивляться тому, что мы все принимаем Таинство Причащения и не изменяемся?! Подобным образом относились к таинству Евхаристии и Коринфяне, которым апостол Павел писал: «Оттого многие из вас болеют и умирают». Духовная жизнь человека должна вся протекать под знаком борьбы с грехом. Первородный грех исказил природу человека, сделал ее удобопреклонной к греху, но не лишил человека нравственного сознания, указывающего ему, где добро, а где зло. Человек греху всегда отдается вольно. Свобода в выборе человека! Сотворивший нас без нас, не спасет нас без нашей на то воли. Использовав некогда свою свободу во зло в лице прародителя Адама, человек также свободно должен возвратиться в Божие лоно. Сущность грехопадения заключалась не только в том, что совершено было преступление, а в том, что, свободно отпав от Бога, человек приобщился злу, которое повредило его природу.

Стать подобным Богу – вот в чем состоит задача всего земного подвига для каждого христианина. Царство Божие приблизилось для того, чтобы войти в наше сердце, наполнить наше существо, сделаться достоянием вечным и неотъемлемым достоянием нашего ума, нашей воли, всех наших способностей и желаний.

«Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему, — говорит прп.Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым – вот престол, на котором Он любит восседать и на котором Он является в полной Своей пренебесной славе». «Сыне, даждь Ми сердце твое, — говорит Господь,- а все прочее Я Сам приложу тебе», ибо в сердце человеческом может вмещаться Царство Божие. Чтобы оправдать свое наименование христианина, нужно сделать недвусмысленный выбор между «миром» и Царством Божиим.

Итак, Великий Пост – это время примирения, примирения с Богом, с самими собой, примирения с ближними. Сегодня мы чтим память преподобного Иоанна Лествичника. В наше время его назвали бы гениальным мыслителем и психологом. А если проще – но был искренно верующим человеком, любящим Бога и ближнего, был величайшим знатоком человеческой души. И вот его замечательные слова: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния  суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые совершены в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность без слова ропота понести всякую печаль и всякую боль». Его же молитвами, да поможет и нам Господь прийти к такому состоянию!
Аминь!

www.аphanatos.ru

СКАЧАТЬ