Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Ещё во втором столетии св. Ириней Лионский сказал, что грех людей состоит в том, что они, не став людьми, хотят стать богами.
Не пройдя школу человеческой чести и вежливости, воспитанности и человечности, можно ли говорить об «обожении»! Многие не соответствуют элементарным требованиям порядочности, но при этом проповедуют о ничтожестве мирских ценностей (в том числе и нравственных) по сравнению с высотами Царствия Божия.
Строить дом не начинают с крыши, и фундамент дома не ставят на песке — ничего не получится.
Святитель Лука Войно-Ясинецкий говорил, что невежество — это грех. Не неумение читать или писать, а упёртость в гордости, высокомерии, себялюбии, нечистоплотности, хитрости, превозношении над другими, лукавстве, лицемерии, наушничестве, осуждении; бездумном и бездушном, порой бессмысленном исполнении всяческих правил и канонов, приводящих к духовному ослеплению и жестокосердию, и так далее и тому подобное.
Люди сами притягивают к себе зло, темноту. Клевещут друг на друга, пытаются упрёками решать свои жизненные дела. Ненависть, страх приводят к безверию, а без веры ничего не будет, а без любви вера — тьма! Люди чаще боятся поддержать ближнего своего добрым словом и, если надо, подать руку помощи. Люди боятся чужой беды. Равнодушие — это самое страшное, что происходит со всеми нами. Не этому нас учит Евангелие.
Во втором столетии, апологет и мученик Аполлоний Римский, защищая свою веру во Христа, сказал следующее на суде: «Я научился молиться, а не издеваться!» То есть молитва без действия — ложь! Эта так же как вера без дел мертва! Молитва, которая не основана на самоотречении, на покаянии, на любви к Богу и человеку, а на бездействии — это мыльный пузырь.
Сегодня, братья и сестры, мы чтим память святителя Тихона, епископа Задонского. Его также можно назвать апологетом своего времени, то есть защитником чистоты христианской веры. В то время, да как и сейчас, многие верующие во Христа, одновременно увлекались и различными языческими предрассудками. Не зря, русский писатель, философ и религиозный мыслитель Константин Леонтьев писал: «В России христианство ещё не проповедано».
Святитель Тихон, очень ревностно заботился об образовании, просвещении и воспитании духовенства, простых людей и юного поколения. В своих трудах и проповедях разъяснял правильное направление в духовной жизни, помогал уметь отделять тьму от света.
Помимо своего архиерейского служения и просветительской деятельности, он совершал тайные и явные дела милосердия, помогая нуждающимся. Конечно, в его среде были и недоброжелатели, но большинство духовенства и простых людей его любили и почитали.
Человеческая природа порочна и удобопреклонна ко всякому греху. И никто из живущих на Земле не может бить себя в грудь, говоря, что он свят и непорочен. Сегодня свят, а завтра грешен, и наоборот!
Вот слова Апостола любви Иоанна Богослова, проникнутые поистине неземной любовью, которой научил его Христос:
«Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:16-18).
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 3:18-21)
Аминь!
aphanatos.ru