Слово в день памяти Святителя и чудотворца Николая



Сегодня, братья и сестры, мы благоговейно чтим память величайшего труженика на ниве Христовой, человека Божия, скорого всем заступника и помощника,  святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Вся вселенная радуется и ликует, когда слышит об истинном служителе Слова и любви Христовой. Все народы знают подвиги и чудеса, совершенные им.

Святитель Николай родился в Малой Азии, в городе Патаре, находящемся в Мирликийской области, в 257 году, в правление языческого римского императора Валериана, жестокого гонителя и преследователя христиан. В это время гонений Богу было угодно воздвигнуть в лице святителя Николая непоколебимый столп для славы Своего Имени и на защиту избранного стада Христова. С самого рождения жизнь святителя – человека Божия —  носит печать чудесного промысла Божия. В момент возведения св.Николая в сан священника епископ, рукополагавший его, исполнился духа пророческого, обратился к народу и воскликнул: «Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землею и приносящее сладостное утешение скорбящим и страждущим. Счастлива та паства, которая будет иметь его своим наставником и руководителем: он укрепит ее в вере в Господа, наставит в добродетельной и благочестивой жизни и будет усердным помощником всем бедствующим».

И действительно, вся жизнь святителя была исполнением этих пророческих слов епископа. Никогда он не переставал помогать бедным, страждущим, защищать обиженных и несчастных, наставлять слабых в вере христианской. В сане священника святитель Николай проводил более строгую и подвижническую жизнь, пребывая непрестанно в бдении, строгом посте и молитве, с каждым днем выше и выше поднимаясь по ступеням совершенства и все более приближаясь к состоянию бесплотных.

Приняв впоследствии на себя святительский сан, он понимал, что для него именно с этой минуты наступает тот всенародный подвиг, на который призвал его Господь. Твердо зная заповедь Христа, данную апостолам и всем их преемникам, пастырям Церкви: «Пусть свет ваш (т.е. свет добродетельной жизни) так светит пред людьми, чтобы они, видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего Небесного»,  угодник Божий сказал: «Архиерейский сан требует от меня иного образа жизни: теперь я должен жить уже не для себя, а для других». Помнил он также слова апостола Павла: «Будь образцом для верных в учении, жизни, вере». И он действительно был примером для всех членов своего словесного стада и своей святой и богоугодной жизнью,  твердой, непоколебимой верой в Господа и самой высокой христианской любовью ко всем людям. Он был прост и незлобив сердцем, смирен духом, чужд всякой надменности и гордости. Одежду носил самую простую, пищу вкушал только один раз в сутки, и то вечером. Дверь его дома была для всех открыта, всех приходящих к нему принимал он с любовью и радушием, всех внимательно выслушивал, охотно подавал помощь и совет, помогал сиротам и нищим, утешал скорбящих и безбоязненно заступался за невинных и обиженных. Мало кто знает, что свт.Николай в годы гонений понес подвиг исповеднических трудов наравне с мучениками за веру Христову.

Смысл нашего почитания, братья и сестры, памяти людей, посвятивших себя Богу, в том, чтобы мы, взирая на их подвиги и труды, вдохновлялись ими. Подражать им невозможно, так как каждый несет свой крест, и у каждого свой путь к Богу, который нужно пройти, пытаясь суметь разобраться в себе, испытывая в своей жизни и взлеты, и падения… При этом важно сохранить способность рассуждать, а как известно рассуждение – это высшая добродетель в христианстве. Если таковое отсутствует, то все является безрассудством.

Чтобы разобраться в себе и правильно проводить свою духовную жизнь, нужно знать следующую истину: мудрость человеческой, а тем более христианской жизни заключается в том, чтобы быть требовательным не к ближнему своему, а к себе самому. Победа над собой- вот главное достижение в жизни каждого из нас. Нас должны признавать христианами по взаимной любви, которая должна быть в каждом. «Христианам преимущественно пред всеми запрещается насилием исправлять впадающих в грехи» — говорит свт.Иоанн Златоуст. Лицемерие, как известно, угашает любовь, а дисциплина приходит, когда приходит любовь. Духовность не зависит от сана. «Христианство определяется не достоинством лиц, а верой и любовью»-говорит свт.Василий Великий. Принудительные авторитеты не свойственны православию.

Вот святитель Николай и подобные ему являются для нас примером жизни и поступков в любой ситуации. Конечно, нынешнее поколение христиан – это слабое подобие тех, кто стоял у истоков христианства. Чтобы не делать зла себе и друг другу, и искренне, со страхом и трепетом, в радости и любви служить Христу, будем неустанно прибегать к молитве святителю Николаю, который непрестанно с любовью проповедовал Слово Божие, являя собой пример истинно богоугодной христианской жизни. Заслуги его неисчислимы. До самой смерти не переставал он оказывать дела любви и милосердия всякому, имевшему в том нужду: обиженные находили в нем скорого ходатая и мужественного защитника, несчастные – благодетеля и утешителя в скорбях и печалях; беседовавшие с ним христиане словом его утверждались в вере и благочестии, а язычники отвращались от ложных учений и делались последователями и исповедниками веры Христовой.

Вот яркий пример для каждого из нас. Молитвами святителя Николая да поможет всем нам Господь достичь добродетельной жизни. Аминь!

 

СКАЧАТЬ