Слово в 24-ю неделю по Пятидесятнице. (Лк.12, 16-21)



Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«И Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

У святителя Амвросия Медиоланского есть такие слова: «Богатство для порочных-препятствие, а для добрых – пособие к добродетелям». При чтении слов Спасителя, братья и сестры, о том, что можно было бы жить так просто, так беззаботно, если бы душой не заботиться о пище и питье, а телом – о том, как одеваться, два различных чувства борются в нас. С одной стороны, кажется, что да: как было бы просто и почему бы так не жить? Почему не сбросить с себя ответственность, почему бы не сбросить с себя озабоченность, которая нас постоянно мучит? А с другой стороны, другое чувство: да это же невозможно! И вот перед нами встает вопрос: неужели сказанное Христом невозможно? Разве то, что Он заповедует, не является путем жизни? Как разрешить эту раздвоенность нашей души? Наверное, необходимо обратить свое внимание на те, так сказать, строгие условия, которые перед нами ставит эта свобода. Если мы хотим так жить, как Христос нам говорит: заботиться о Царстве Божием и правде Его, в надежде, что все прочее приложится, то нам нужно совершенно изменить все свое отношение к жизни и перестать жить так, как мы живем.

Нам всем грозит свобода… Почему? Потому, что мы свободны в выборе, а выбор- это всегда ответственность. Свобода есть прежде всего состояние внутреннее по отношению к Богу, к самому себе и к окружающему миру. Диавол хочет рабов, а Бог хочет свободных людей, воля которых была бы согласна с Его волей. Это за Богом люди идут осознанно, а за диаволом — всегда обманом. Бог же подает нам благодать, но становиться новой тварью предоставляет нам самими.

Свой выбор в земной жизни мы должны соотносить с вечностью.

Как Моисей призвал евреев покинуть Египет, так и каждый отдельный человек в своем духовном становлении попадает в пустыню, где начинается новый этап его жизни. Он свободен, но еще не вошёл в славу Земли Обетованной, потому что из Египта он вынес с собой душу раба, привычки раба, искушения раба. А для воспитания свободного человека требуется несравненно больше времени, чем для осознания своего рабского положения. Дух рабский еще так привычен, его нормы продолжают существовать и сохраняют свою огромную власть: рабу есть где приклонить главу, он обеспечен пищей, у него есть общественное – хотя и низкое – положение, он под защитой, потому что за его существование отвечает хозяин. Быть рабом, как это ни тяжело, унизительно и горестно, — все же какая-то форма защищенности, тогда как состояние свободного человека – это состояние предельной незащищенности; мы берем свою судьбу в свои собственные руки, и только когда наша свобода коренится в Боге, мы обретаем иную защищенность, уверенность совершенно иного порядка.

Правда Царства Божия заключается в том, чтобы любить Бога всем сердцем своим, всей мыслью, всеми силами, и ближнего своего, как самого себя. Эта правда требует от нас, чтобы в нашей жизни не оставалось ничего, что нельзя было бы назвать любовью к Богу и любовью к ближнему. Это значит, что все наши мысли, все наши силы, все сердце должны быть нами отданы не себе самим, а другому: Богу и ближнему. Это значит, что все, что у меня есть, все, чем я себя утешаю и радую – принадлежит Богу и моему ближнему; это значит, что все, чем я пользуюсь сверх необходимого, я отнимаю у Бога и у моего ближнего…

Готовы ли мы к этом или хотя бы к такому пониманию? Если так думать о том, как мы живем, то кто устоит перед судом Божьего Царства? Царства жертвенной, крестной, радостной, спасительной любви? Все, что у меня есть, принадлежит не мне, все, чем я пользуюсь сверх нужды, я у кого-то отнял, все, что я не отдаю свободной волей, свободной любовью своей, я изымаю, отрываю от чуда Божьего Царства любви… Если так настроиться, то легче было бы жить верой в Бога и милосердием к ближнему, потому что это значило бы жить в духовной нищете и в телесной нестяжательности, нам еще даже непостижимой.

Кто-то из мыслителей сказал: «Когда я голоден – это явление физическое. Если голоден мой ближний – это явление нравственное». В беде люди одинаковы, в счастье-разные.

Наша вера и наши дела по вере – это наш ответ на заповеди Христа о любви и милосердии, которым покрываются все несовершенства человеческих взаимоотношений. «Прощение выше, чем месть. Сострадание выше, чем гнев». «Выше закона может быть только любовь. Выше права – лишь милость. И выше справедливости – лишь прощение». «Суд бо немилостив не сотворшим милости».

В любых ситуациях человек должен оставаться человеком, и человеком милосердным. Именно это качество души способно реально изменить другого человека. Нас должны признавать христианами по взаимной любви и милосердию, которые должны быть в каждом. Мы взрослые и свободные люди, и сами ответственны за свои поступки. Главное, нужно оставаться человеком и не допускать никакой фальши и игры, быть искренним.

Научи нас, Господи, внимать чужому горю, чужое прегрешенье покрывать, и милость ближнему нести, чтоб милость самим стяжать! Благодать Божия, любовь и милость человеческая поистине творят чудеса. Аминь!