Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Смерть – общий удел человечества. Но она есть не уничтожение человека, а только разлучение души от его тела. Истина бессмертия души – одна из основных истин христианства. «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20,38)
Священное Писание определяет смерть как «исход души», «освобождение души из темницы», «отшествие», подчеркивая этим самостоятельную жизнь души вне тела. Причина смерти заключается в грехопадении. «Бог создал человека для нетления» (Прем.2,23)
Грех внес в жизнь человека разрушительное начало и следствием его стала смерть. Чтобы избавиться от смерти, прежде нужно избавиться от греха. Смерть есть предел, которым оканчивается время испытания для человека и начинается время воздаяния. После смерти нам невозможно ни покаяться, ни исправить свою жизнь. Эту истину выразил Христос Спаситель в притче о богатом и Лазаре, из которой видно, что тот и другой немедленно по смерти получили воздаяние, и богатый, как ни мучился в аду, не мог через покаяние освободиться от своих страданий (Лк.16,26)
После смерти нет уже времени для покаяния погибшей душе, и она бессильна избежать заслуженного страдания – тяжелого состояния души, наполненной грехами. Православная Церковь свидетельствует, что после смерти над душой совершается частный суд и она определяется в уготованное ей место для ожидания Суда всеобщего. Как происходит частный суд над человеком, Писание не излагает. Образное представление этого суда, основанное преимущественно на Священном Предании и согласное со Священным Писанием, имеет учение о мытарствах.
Мытарства – это не что иное, как частный суд, который совершает над человеческими душами Сам Господь Иисус Христос посредством ангелов, допуская к этому и духов злобы, суд, на котором припоминаются душе и бесстрастно оцениваются все ее дела, после которого определяется ее участь. Разлучившиеся с телами души после частного суда переходят или к радости, или к печали и скорби. Впрочем, они не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения, поскольку совершенное блаженство или мучение каждый получит после всеобщего воскресения и суда, когда души соединятся каждая со своим телом, в котором она жила до смерти, и осудятся все дела ее окончательным судом.
Мы же, живущие на земле, имеем дерзновение, по бесконечной благости Божией, посредством молитв Церкви, делами милосердия, благотворения, а особенно силой Таинства Евхаристии, во время которой на Проскомидии поминаются усопшие, облегчать страдания душ усопших, своих близких и дальних, и помогая им даже освободиться от страданий. Во время Проскомидии поминаются только члены Церкви, то есть те, кто при жизни причащались Тела и Крови Христовых и умерли в общении с Церковью. Православная Церковь строго различает тех, кто умирает в нераскаянности и без причащения св.Христовых Таин по собственной вине и упорству, и тех, кто не успевает перед своей кончиной прибегнуть к таинствам Исповеди и Причастия по независящим от них обстоятельствам. В следствие этого Церковь о вольных самоубийцах, нераскаянных отступниках и еретиках не молится, а об умерших неожиданно и бывших христианами возносит молитвы. В этом нет какой-либо несправедливости или жестокости по отношению к нераскаянным грешникам. Напротив, в этом проявляется глубина взаимоотношений Церкви и человека. Воля человека, его выбор – это те рамки, за которые Церковь не переступает. И если человек при жизни отвергал Христа, Его заповеди, то Церковь не считает себя вправе против воли человека это его решение менять. Человек сам избирает свою участь и несет за это ответственность.
Братья и сестры! Многие современные православные христиане задают вопрос о том, как правильно и когда совершать поминовение усопших. Согласно древней церковной традиции, поминовение усопших совершается в третий, девятый, сороковой дни после смерти человека, в годовщину смерти и день именин почившего, а также в установленные Церковью дни поминовения усопших – так называемые «родительские субботы». Очень важно и необходимо в течение первых сорока дней со дня смерти поминать усопшего на Божественной Литургии, на Проскомидии, когда вынимается частица из просфоры за душу человека. В древние времена люди пекли просфоры дома и приносили их и красное вино в храм, как жертву для совершения литургии. В наше время просфоры пекутся в храмах и монастырях, и поэтому мука и вино приносятся на панихиду. На панихиду принято приносить что-либо из еды, которая затем раздается нуждающимся, чтобы они помолились за усопшего. С этой целью приносят также коливо или кутью – это сваренная пшеница или рис, смешанные с медом или другими сладостями.
В книге «Новая Скрижаль» дается объяснение этому обычаю: «Пшеница и плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстанет из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в земле, и плод, полагаемый в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильный, зрелый и совершенный плод». Мед и сахар, употребляемый в кутии, означает то, что после воскресения ожидает православных и праведных не горькая и прискорбная, но сладкая и блаженная жизнь в Небесном Царствии.
Вот, что Господь говорит в Евангелии: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то остается одно, а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24) В евангельском образе зерна, брошенного в землю, Церковь видит выраженную языком поэзии истину телесного воскресения умерших. Каждому человеку предстоит пройти «путем зерна» — умереть и быть погребенным, но это не конец. Во время православного погребения священник читает отрывки из Священного Писания, благовествующие о нашем дивном уповании – таинственном телесном воскресении. «Мы должны ждать весеннего расцвета тела» — пишет христианский апологет второго века свт.Афанасий Великий: «Как семя, брошенное на землю, мы не погибаем, когда умираем, но, будучи посеянными, воскресаем».
Также возжигаются свечи, которые поставляются на канун. Канун – это специальный столик с изображением Распятия, у которого в храме поминают усопших. Приносимая и возжигаемая нами свеча означает чистоту нашей молитвы и веры.
В дни поминовения усопших всегда считалось долгом совершать ради упокоения их душ дела милосердия и благотворительности. В такие дни посещались прежде всего храм и святые обители, детские дома, приюты, тюрьмы, больницы, дома престарелых и иные места, где люди нуждались в проявлении человеческой доброты и участия. Приносили продукты, одежду, выполняли нужную там работу, делали пожертвования. При этом просили помолиться об усопшем. Молитва обездоленных и нуждающихся имеет великую силу и дерзновение перед Богом.
Церковь постоянно молится о всех своих верных чадах, пусть даже и не поминая их поименно: за всех православных христиан, от века почивших. Это великое дело для всякой христианской души – церковная молитва о ней.
Поистине несчастны души тех, кто умер без покаяния вне Церкви. Отверженность и полное забвение – их удел, никто никогда о них не вспомнит и не помолится, чтобы облегчить их участь. Поэтому так важно пребывать в лоне Матери-Церкви, которая охраняет нас на этом свете и заботится о посмертной участи наших душ. Совершая молитвы об усопших, мы можем быть совершенно уверены, что и о нас после нашей смерти добрые люди будут проливать слезы и просить Господа, чтобы наша, возможно безрадостная участь, изменилась на лучшую. Дай Бог слышать нам о себе эти молитвы! Аминь.