Слово на перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа



Сегодня, братья и сестры, мы вспоминаем перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году.

Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил князь Авгарь. Он был поражен по всему телу проказой. Слух о великих чудесах, творимых Господом, распространился по Сирии и дошел до Авгаря. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него, как в Сына Божия, и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом Авгарь послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать изображение Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Спасителю из-за большого стечения людей, слушающих Его слово. Тогда Анания встал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Спаситель попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, и на убрусе отпечатлелся Божественный Лик Господа. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление. Лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до пришествия обещанного Господом ученика. Им был апостол от семидесяти Фаддей, который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова: «Христе Боже, всякий, уповающий на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Много лет жители хранили благочестивый обычай покланяться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городских ворот. Господь же повелел в видении Едесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перёд Образом лампаду и заложил  нишу с Образом кирпичом. Прошло много лет и жители забыли о святыне. Но вот, когда в 545 году персидский царь Хозрой первый осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Перед Образом все так же, как много лет назад, горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города, персидское войско отступило.

В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку.

В 944 году император Константин Багрянородный пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия — Константинополь и выкупил его у эмира-правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Господь написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.

 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Форосской церкви Пресвятой Богородицы. Чудотворный Образ Спасителя и все, что с ним связано, братья и сестры, является доказательством истинности иконопочитания и милости Божией к нам, через происходящие чудесные явления и исцеления, совершаемые от святых изображений. «Христе Боже, всякий, уповающий на Тебя, не постыдится». Аминь.

СКАЧАТЬ