Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Господь говорит: исследуйте Писание! Евангелие от Иоанна начинается со слова Логос, что означает: Слово, Мысль. Святые отцы объясняют, что под этим выражением надо понимать Второе Лицо Святой Троицы — Иисуса Христа. Словом Господь сотворил мир. Апостол Павел, святители Василий Великий, Григорий Богослов пишут в своих посланиях и письмах: исследуйте всё, но пользуйтесь тем, что приносит пользу. Также святитель Василий Великий говорит, что невежество — это грех!
Человек всегда стоит на распутье: знание, познание, вера, доверие… Есть вера — нет знаний, есть знание — нет веры… И как следствие: фанатизм, впадение в крайности, мракобесие, расколы, ереси, войны, революции. Есть у революции начало, нет у революции конца. Святитель Иоанн Златоуст советует идти «Царским путем», выбирать золотую середину во всём: в жизни духовной, и в жизни материальной. То есть, призывает нас к рассудительности.
В «Древнем патерике» описан случай, когда отцы-пустынники 3-4 веков собрались, чтобы определить, какая высшая добродетель в христианстве. Перечисляли и объясняли многое: любовь, вера, милосердие, покаяние, пост, молитва, и тому подобное… И, в конце концов, пришли к общему мнению и согласию, что высшая добродетель в христианстве — это рассудительность. Потому как всё вышеперечисленное, если будет совершаться безрассудно, то будет бессмысленным, не принесёт пользы, а только вред и даже будет в погибель. Поэтому не зря сказано, что знания без размышлений — бесполезны, а размышления без знаний — опасны.
Естественно встаёт вопрос: от чего нам отталкиваться, на чём основываться в своей жизни, своих мыслях, чувствах, действиях.
Есть Священное Писание и священное Предание. И, прежде всего, нужно ставить акцент на Священном Писании.
Евангелие написано предельно кратко, каждое слово взвешено, обдуманно, и осмысление его для рожденных свыше, как говорил Христос Никодиму, необходимо. Если бы для нас было неважно знание законов жизни, то всё Евангелие вполне могло ограничиться одной фразой, что в мире идёт борьба между Добром и злом, и Добро через тысячелетия после начала противоборства восторжествует.
Евангелие основа нашей жизни, нашей веры… Каждый раз, прочитывая его, мы открываем для себя всегда что-то новое, мы получаем ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь. И в нашей воле пользоваться этим благом: руководствоваться во всём «Благой вестью».
Дух Святой — Господь — никому не навязывает Свою волю. Святые отцы говорят, что Бог человеку предлагает, а выбор остаётся за человеком. Человек свободное существо, и никому нельзя посягать на его свободу. Даже Господь на свободу человека не посягает. Он даёт ему свободный выбор.
Апостольское, священническое служение дано земной Церкви именно для того, чтобы помочь «младенцам», как говорит апостол Павел возрасти в возраст «мужа совершенного».
В послании к евреям апостол Павел пишет: «но трудно истолковывать, потому что вы сделались неспособными слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища… Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр.5;11-13).
Многие ищут совершенного наставника, а случается, что Божественная мудрость изрекается устами обычных смертных людей. Понять и принять это бывает очень трудно. Так же трудно, как провести грань между учителем и учением, между обрядом и верой, между символом и тем, что всего лишь несёт его.
Встреча с Богом доступна каждому. И благодать, возможности и это право мы получили в таинстве Крещения… И Господь ожидает нашего свободного выбора и воли… И нельзя свою ответственность переносить на других… «Спасение для желающих, а не для принуждаемых» — говорил святитель Григорий Богослов.
Любой священник, а если есть — духовный отец, ведёт людей, прежде всего, по пути внутренней свободы… Добрый пастырь помогает «младенцам» по жизни скорее добрым словом, конкретным советом…
«Я показал людям путь, а как они его пройдут, это уже не в моей власти!» — как некогда сказал митрополит Антоний Блюм, обращаясь к своей пастве.
Всё в нашей жизни должно быть основано на смирении — а смирение это сила воли, сила духа! Смирение возводит нас к любви. Бог есть Любовь. А Любовь покрывает всё. Дух превозношения среди верных — это дух антихристов, он отдаляет от Бога и друг от друга.
Апостол Павел посвящает целую главу значению любви, оттого он и перечисляет всё как бы самое высшее в человеке (способность говорить ангельским языком; дар пророчества; веру, передвигающую горы; все тайны; всякое познание; способность раздать всё имение) и прибавляет, что если нет любви, то всё это ничто.
Что значит облечься во Христа, это значит любить людей, а не законы, правила, учреждения… Все эти рамки даны нам в помощь, чтобы удобнее идти к Богу. Ревность к закону, правилам и т.д. часто соединяется с жестокостью, безрассудством, с нерастворенностью сердца — с любовью к вещам, деньгам, другим материальным благам, а не к людям. Христос в Евангелии предупреждает и нас не поступать так, как иудеи — ревнители закона. Надлежит руководствоваться правилами, но как второстепенным (сегодня это есть, а завтра может быть совсем иначе — как Богу угодно). История человеческой жизни: существование народов, государств, различных религиозных и философских систем, знает много случаев, подтверждающих эту истину… Сердце должно быть свободно, не порабощено «вещественными началами» земного устроения: ничего из этого не перейдёт в жизнь вечную, а только душа любящая или нелюбящая Бога и человека…
Нельзя погасить Евангельского духа, духа Христовой любви в нас… «Для любящих сердец закон не нужен» — учит апостол Павел.
Единственное ценное в жизни человека приобретение — это продвижение в Истине. А истина не может существовать без добра и любви, как добро и любовь без истины. Истина от страха не рождается!
Аминь!